четверг, 20 марта 2008 г.

Фрагментарность знаний. Как её избежать?

Одной из главных причин, препятствующих целостному и глубокому пониманию физики, или скажем физической картины мира, является фрагментарность наших знаний. Т.е. зная лишь какие-то определенные разделы физики, или еще более узко - лишь определенные явления из определенных разделов, мы не способны составить полного понимания. И чем более отдалены "островки" наших знаний и чем меньше они по размерам, тем сложнее "перебросить мосты" между этими "островками". Мы не будем говорить о том, что значит понимать физику, но точно можно заявить, что для понимания физики необходимы обширные знания, т.е. отсутствие "островков" и наличие "материков".
Далее возникают несколько вопросов. В частности, что лучше обширный участок океана непознанного, заселенный повсюду мелкими островками (т.е. физик знает много чего из многих разделов этой науки, но знания не глубокие, и составить гармоничное описание очень сложно), или материк, покрывающий лишь часть океана (т.е. физик хорошо разбирается в каком-либо разделе науки, но плохо знает отдаленные от своей специальности разделы). Здесь конечно лучшее третье - материк, покрывающий практически весь океан, но понятное дело, что это случай из области фантастики. Так что, вопрос заключается в выборе между первым и вторым.
И еще один вопрос - если фрагментарность присутствует, то как с ней бороться?
Мне кажется, методика заключается в том, чтобы изучать разделы друг за другом, а не все вместе сразу. Но при этом изучать глубоко и досконально. Таким образом, затратив (значительное) количество времени, мы постепенно приходим к целостному знанию физики (ограничимся общей физикой, ибо специальная физика постоянно развивается, и там узкая специализация неизбежна). Далее, от целостного знания физики пытаемся перейти к ее пониманию (тут конечно эти два процесса не идут друга за другом, а являются практически одновременными).
Возможны другие пути устранения фрагментарности знаний. Возможно, ее нужно избегать с самого начала, но с другой стороны обширный кругозор на любом этапе образования тоже явление очень хорошее. В общем, есть о чем поразмышлять, и хорошо бы решить какому пути придерживаться.

Комментариев нет: